Воспитание или дрессировка?

Воспитание или дрессировка

Я думаю, многим знакомы подобные фразы: «Сделай уроки! […] Помой посуду! […] Убери в своей комнате! […] Молодец, можно поиграть в компьютер […] Получил пятёрку? Вот тебе 100 рублей! […] Получил двойку за контрольную?! Неделю гулять не пойдёшь […] Ещё раз так скажешь, всыплю!»

Когда говорят эти фразы?

Возможно многие скажут: «Когда воспитывают детей». Вчера столкнулся с одной интересной мыслью… Эти фразы не про воспитание, а про дрессировку. Те же самые команды: «Сидеть! Гулять! Лежать! Фас!». Те же самые награды: лакомство, погладить, похвалить… То же самое наказание: крикнуть, ударить, лишить чего-то…

Чем воспитание отличается от дрессировки?

Смысл воспитания – свободной, самостоятельной, ответственной личности, способной к эмоциональному общению и эффективной деятельности.

Смысл дрессировки – закрепление условных рефлексов, обеспечивающих строго определённое поведение в конкретных ситуациях.

Во-первых, особенность условных рефлексов заключается в том, что без постоянного подкрепления они угасают. То есть, пока вы постоянно дрессируете собаку или сына, они (если дрессировка успешна) выполняют то, что положено. Но если перестать дрессировать (а дети имеют свойство вырастать), то условные рефлексы тормозятся и становятся неактивными.

Во-вторых, если дрессированная собака теряет хозяина, то её может взять к себе другой человек, который будет повторять те же самые команды и собака будет их также выполнять. Когда дрессированные дети «вылетают из гнезда», они могут встретить  других «дрессировщиков» – людей более сильной воли, которые будут им говорить, что им делать, куда идти, когда дышать, а когда нет и т.д.  Это может быть супруг, начальник, клиент, собственные дети… кто угодно.

Только если родители откажутся от самой идеи послушания у подростков (читай, дрессировки), возможно формирование из них зрелых взрослых, не подверженных чужому влиянию. Когда я проповедую отказ от идеи послушания, я не проповедую анархию. Задача родителя – добиться от подростка уважения себя и своих интересов. Но это уважение подразумевает равноправие, а не подчинение.

В-третьих… То, что в-третьих, невозможно описать сравнением с собакой. Собака, оставшись вообще без руководства командами, может адаптироваться к свободной жизни и одичать, слишком сильны у неё инстинкты. Человек же, который привык руководствоваться внешними разрешениями и запретами становится робким, неспособным к автономии и творчеству.

Научится по-настоящему воспитывать подростка, избегая дрессировки, можно, на тренинге для родителей подростков «Отношения с подростком. Полный upgrade». Жмите на ссылку и читайте отзывы!

Загрузка ...